Индивидуальная работа с воспитанниками

                      

 МДОУ "Детский сад № 4"

Индивидуальная работа с воспитанниками

 

    

 Учитель-логопед Куликова С.И.

Сайт

 

  Для получения устойчивых положительных результатов в    индивидуальной коррекционной работе применяю инновационные технологии: проектный метод, пескотерапию, сказкотерапию, музыкатерапию, упражнения для развития мнемотехники, массаж пальцев, телесно-ориентирование.

 

Внедрение проектного метода в работу с детьми повышает познавательную активность ребёнка, развивая у логопата потребность получать знания о природе, о людях, живущих на земле, о разнообразной деятельности и её продуктах. Такая работа позволяет не только корректировать речь, но и формировать внутренний мир ребёнка, опираться на поисковое поведение, творчески мыслить в условиях неопределённости. В ходе совместной работы над проектом улучшается микроклимат в группе.  Участие в проектной деятельности родителей повышает компетентность последних в области образования дошкольников. Особо значимые проекты, реализованные на базе МДОУ «Детский сад №4»:

- Проект «Здравствуй, Зимушка-зима!», 2015 г.

- Проект «Осенняя пора» с использованием здоровьесберегающих, игровых и информационно-коммуникативных технологий, 2016 г.

- «Я-примерный пешеход», 2016 г.

- «По страницам произведений С. Михалкова», 2017 г.

- «Профессии и профессионалы», 2018 г.

 

Создание совместной с педагогом или самостоятельной картины-импровизации из песка на столе с подсветкой – актуальный, нестандартный метод, стабилизирующий психоэмоциональное состояние ребёнка. Именно в логопедии, где большинство детских проблем с речью вызвано отклонениями в психофизическом развитии роль пескотерапии очень высока. Кроме того, пескотерапия способствует совершенствованию навыков практического общения, развитию связной речи, побуждает к  творческой деятельности.

 

Сказкотерапия помогает создать комфортную психологическую атмосферу на занятиях, способствует развитию и обогащению эмоционально-чувственной природы ребёнка. Использование на занятиях пособия «Сказки о весёлом Язычке» стимулируют мотивацию ребёнка на выполнение упражнений артикуляционной гимнастики, помогают сконцентрировать внимание ребёнка на важных деталях.

Музыкотерапия используется мной на логопедических занятиях для выравнивания просодической, темпо-ритмической стороны речи. Для этого применяю следующие приёмы: пропевание чистоговорок под музыку, музыкальное сопровождение динамических пауз во время проведения занятий.

 

Мнемотехника включает в себя систему приёмов, способствующих быстрому и правильному запоминанию информации. Например, заучивание стихотворения производится по соответствующим тексту схемам-картинкам, которые служат  ребёнку в качестве визуального ряда. Опираясь на схемы ребёнок должен воссоздать услышанное. Использование данной технологии особенно эффективно на этапе автоматизации звуков.

 

Массаж пальцев и пальчиковая гимнастика используются мной практически на каждом логопедическом занятии. Для нормализации моторики также применяю массаж ладоней  массажным мячиком, орехами, каштанами.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное воздействие: улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, стрессоустойчивости. Оформлена картотека кинезиологических упражнений, состоящая из нескольких комплексов.

 

У нас на логопункте

РППС логопункта сформирована в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования, разработанной и реализуемой в ДОУ с учётом требований ФГОС ДО, авторской  рабочей программой «Проектный метод работы в ДОУ как один из способов коррекции речи дошкольников», а также возрастными особенностями воспитанников.

 

Среда кабинета содержательно-насыщенная, трансформируемая, вариативная, доступная, безопасная. Соблюдены требования зонирования помещения, динамичности предметной среды. Созданы  необходимые условия для обеспечения эмоционального благополучия педагогов и детей во время совместной деятельности.

 

Логопункт укомплектован дидактическими играми на развитие неречевых  психических функций – мышления, внимания, памяти, воображения. Для развития сенсорных восприятий и обследований создан сенсорный уголок, в который входят разного рода мозаики, набор кубиков, пирамидки, балансиры, тактильные мешочки.

           

Для развития слухового восприятия используются детские музыкальные инструменты: ксилофон, трещотка, колокольчики, а также игрушки-пищалки, шумовые кубики.

 

Для развития речевого дыхание в логопункте предусмотрены наглядные материалы и пособия, типа: «Погаси свечки», «Подуй на бабочку, листочек и т.д.»,  султанчики, вертушки, флажки.

 

Для развития мелкой моторики пальцев рук на логопункте используются массажные мячи, игра «Шнуровка», прищепки, различные виды конструктора, мозакики, природные объекты: шишки, каштаны, семена.

 

Для уголка артикуляционной гимнастики подобрана и составлена картотека с упражнениями. Своими руками оформлен сказочный домик Язычка, подобраны логопедические сказки для формирования положительной мотивации.

 

Сформирована картотека игр на развитие фонематических представлений, она включает разнообразный материал, систематизированный по возрастам и направленный на формирование следующих навыков и умений:

 1. Узнавание неречевых звуков.

 2. Различение одинаковых звуков по высоте, силе и тембру.

 3. Различение слов, близких по звуковому составу.

 4. Дифференциация слогов.

 5. Дифференциация фонем.

 6. Звуковой анализ слова.

 

Автоматизация произношения звуков ведётся с помощью специальных упражнений, наборов карточек со словами, мнемотаблиц к стихотворениям. В работе также применяю наглядный материал для развития лексико-грамматического строя:  тематические наборы картинок «Времена года», «Профессии», «Посуда», «Транспорт», «Мебель» и т.д.

В кабинете представлены атрибуты для сюжетно-ролевых игр, драматизации: пальчиковый театр, игрушки би-ба-бо,  кукольный театр, собрана мини-библиотека методической литературы по логопедии, книги детской художественной литературы.

 

Медиатека представлена картотекой презентаций к занятиям, альбомами «Веселая логоритмика» и «Сказочки свистелки-шумелки» Е. и С. Железновых, компьютерными речевыми играми,  аудиозаписями литературных произведений.

 

Еженедельно оформляется уголок по развитию лексико-грамматического строя и связной речи в соответствии с лексической темой недели. Весь перечень материально-технического и методического оснащения представлен в паспорте логопедического кабинета.

 

                          Учитель-логопед Аверина М.В.

 

 

      Каждая мама и каждый папа хотят, чтобы их ребенок был самым лучшим. Они желают видеть малыша дружелюбным, добрым, имеющим множество друзей. Но первое, что помогает строить малышу взаимоотношения с окружающими — это речь.  Поэтому очень важно позаботиться о том, чтобы ребенок учился правильно разговаривать, запоминать, развивать слух, пересказывать. В этом помогут занятия с логопедом. 

     Почему-то многие родители считают, что детский логопед — это врач, который обучает только правильному произношению. Но это в корне неверное мнение! Работа логопеда затрагивает большой круг проблем и это не только нарушение речи! 

Нужен ли ребенку логопед?

     Развитие речи у ребенка — сложный процесс. Многие проблемы легко решить, если обнаружить как можно раньше — в самом юном возрасте. 

     Стоит обратиться за консультацией или помощью логопеда, если вы заметили, что малыш: 

  • не выговаривает определенные буквы; 
  • плохо различает звуки; 
  • заикается; 
  • поздно начинает говорить; 
  • речь непонятна и бессвязна. 

     Помните, что хорошо развитая речь играет огромную роль в социализации малыша, в общении со сверстниками и людьми постарше.

     Дети, у которых есть явные речевые нарушения, в основном замкнуты и стеснительны. Кроме этого  они испытывают неудобства при общении и, зачастую, закомплексованы.

В каком возрасте наиболее эффективна помощь логопеда?

     Логопедические программы детских садов рассчитаны на возраст

 от 5-7 лет. Однако нужно помнить о выявленном психологами факте: наиболее интенсивное развитие базовых основ формирования речи, приходится на возраст до 5 лет. Поэтому логопедические занятия именно в это время, помогут избежать многих проблем в будущем.

Что происходит за дверью кабинета?

     На занятиях логопедом будут проводиться:

. артикуляционная гимнастика;

. развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, упражнения с крупами и мелкими предметами);

. дыхательные упражнения;

. игры и веселые упражнения на развитие речевых навыков;

. развитие: связной речи, умения четко излагать мысли и пересказывать;

. укрепление самооценки и уверенности в себе.

     Все занятия проходят в атмосфере дружелюбия и позитива. Ребенка учат правильно выражать мысли, общаться и держаться уверенно в кругу сверстников.

     Можно убедиться, что логопедические занятия – это не только исправление дефектов произношения и постановка звуков, а еще и разностороннее развитие речи ребенка. База знаний и навыков, заложенных на занятиях, будет помогать малышу  в будущем быстро социализироваться в любом обществе. Это позволит вырасти успешной и общительной личностью.

Не упускайте возможности помочь ребенку быстрее освоиться в сложном мире!

 

Нарушение фонематического слуха. Как его преодолеть?

Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух,обеспечивающий восприятие фонем любого языка.

Совсем маленькие дети ещё не способны управлять своим слухом и не могут отличить правильное произношение отнеправильного, но ребёнок растёт, развивается, а вместе с ним и развивается его фонематический слух, при условии, что ребёнок находится в благоприятной речевой среде – с ним разговаривают взрослые, читают ему сказки, учат стихи. И постепенно ребёнок овладевает правильным произношением. К 4 годам ребёнок должен уже выговаривать правильно все звуки, кроме [л], [р]. А к 5 годам правильное произношение всех звуков родного языка и не допускается смешение фонем ( с-ш, ж-ш, к-т, р-л и т.п.).

При нарушении фонематического слуха мы наблюдаем неправильное произношение у детей от 4 лет и старше. Кроме того, дети с нарушением фонематического слуха , занимаясь с логопедом, тратят больше времени на процесс автоматизации (введении звука в речь), такого ребёнка часто приходится подолгу исправлять родителям. Надо сказать и о том, что логопедзанимаясь постановкой звука, обязательно проводит работу над развитием фонематического слуха.

В дальнейшем, когда ребёнок идёт в школу, у него могут возникнуть некоторые проблемы при обучении грамоте или чтении. Нарушение фонематического слуха проявляется в том, что ребёнок при чтении путает названия букв, пропускает буквы в словах и не замечает этого. А в письме замена букв звонких на глухие - оглушение и наоборот озвончение ( бочка-почка , зайка-сайка, дом-том), замена твёрдых на мягкие и наоборот ( дядя-дада, дверь-двер, любовь-лубов). Весь процесс обучения грамоте основывается на умении ребёнка анализировать каждый звук в слове, отличать его от других звуков.

Есть специальные упражнения, которые помогают развивать фонематический слух и концентрировать слуховое внимание ребёнка:

- игра “Поймай звук”. Взрослый называет звуки , а ребёнок должен хлопнуть в ладоши когда услышит заданный звук [Ш].

А К Л Н Ш С П Ш Щ Ч В З Ц Ш

 

Затем в словах:

ШКОЛА НОЖ НОС КАША СТУЛ БАБУШКА ЖИРАФ

“Исправь меня”. Называем слово правильно и неправильно, а ребёнок хлопает в ладоши когда слово сказано верно.

МАШИНА ЯБЛОКО КОНФЕТА

МАФЫНА ЯБОКО КОФЕТА

МАСЫНА ЯБЪЯКА КАСЕТА

МАШИНА ЯБЛОКО КОНФЕТА

Назови слова на заданный звук:

[К] в начале слова:

КОНЬ, КАСТРЮЛЯ, КАРТОФЕЛЬ

[К] в середине слова:

МАРКА, САМОКАТ, ЦУКАТЫ

[К] в конце слова:

ПАУК, РАК, ЧУДАК и др.

Желаем успехов!

 

Дата последнего обновления страницы 27.03.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения